Как вести семейный бюджет в Excel

семейный бюджетРаботать с таблицами, а учет расходов и доходов лучше всего вести именно в виде таблиц. Удобно в «экселе», ведь программа все скомпонует и подсчитает сама, вам не придется напрягаться, только вносить новые данные. Можно самостоятельно разработать шаблон учета либо воспользоваться готовыми шаблонами, что весьма рационально – зачем изобретать велосипед?

Для чего нужен учет расходов? Ответ на этот вопрос довольно прост: многие сталкивались с проблемой нехватки средств от зарплаты до зарплаты. Порой не только не получается отложить деньги в копилку, баланс обнуляется раньше следующей выплаты, и приходится перебиваться кашами или брать в долг (пользоваться кредитными средствами).

  1. Учет расходов поможет определить наиболее затратные статьи.
  2. Покажет, не переплатили ли в прошедшем месяце за какой-то товар или услугу больше, чем в предыдущий отчетный период.

Рассмотрим вопрос: как вести семейный бюджет в Excel.

Если вы работаете в офисе, скорее всего, сталкивались с программами World и Excel, поэтому вам не составит большого труда начать вести учет, а если раньше не имели опыта работы с этими программами, научиться пользоваться сможете очень быстро.

Обычно баланс подбивают по итогам месяца, но иногда дополнительно ведут учет за весь год. В некоторых странах, к примеру, зарплату считают не помесячно, а за годовой период. Ведя параллельно годовой учет, можно узнать, где и по какой причине был перерасход. Траты на отпуск, покупка мебели или бытовой техники – это одно. Переплата за коммунальные услуги или за еду – это уже другое. Увидев перерасход, задумаетесь, почему так произошло?

Стали ли вы покупать больше продуктов, и как результат переедаете – вот откуда лишний вес, или все дело в инфляции, а может, пора сменить магазин, осуществлять покупки дальше от дома, но экономить.

Обычно ведут два учета:

  1. Запланированный.
  2. Фактический.

Запланированный учет необходим, чтобы на самой ранней стадии понимать, на что и сколько можете потратить исходя из планируемого дохода. Его заполняют перед началом отчетного месяца. Фактический учет ведут уже при наличии приобретенных покупок. В течение месяца можно контролировать разницу между фактическими тратами и запланированными, внося корректировки. Такое сравнение покажет вам, где происходит переплата, чтобы понять, почему и принять необходимое решение.

Если раньше вы вели учет расходов на бумаге, переход к электронным таблицам произойдет легче. Вам понятен процесс, знаете, куда и что прописывать, а то, что программа сама все подсчитывает – приятный бонус.

Читайте также: Как отказаться от кредита, если он не нужен

Рассмотрим пример:

  1. Графа – доход. Отдельно ведете запланированный и реальный (например, в запланированном доходе указываете размер ожидаемой заработной платы, а по итогу месяца в реальном/фактическом доходе прописываете, сколько получили):
  • зарплата (можно указать брутто-зарплату, прописывая в расходной части налоговые отчисления, или сразу указывать, сколько получите чистыми, без последующего внесения в расходы налоговых отчислений);
  • пенсия (это просто пример, если получателей пенсии в вашей семье нет, то и пункта такого в таблице прописывать не нужно);
  • социальная помощь;
  • выплаты на ребенка;
  • дивиденды;
  • алименты;
  • возврат долга;
  • прочие доходы.
  1. Графа – расход. В запланированной части сразу прописываете, сколько собираетесь потратить на то или иное, в фактической части вносите реальные данные по мере произведения выплат, к примеру, после каждого посещения магазина будете добавлять новую сумму расхода:
  • аренда жилья;
  • страховые выплаты;
  • коммунальные услуги (в целом или перечислите каждый пункт: электричество, отопление, водоснабжение, уборка территории, газ и др.);
  • мобильная связь;
  • Интернет;
  • телевидение;
  • стрижка, косметолог и т. п.;
  • семейный бюджетспортзал, фитнес и т. п.;
  • транспортные расходы (в целом или отдельно: общественный транспорт, такси, расходы на свой автомобиль);
  • выплаты по кредиту;
  • покупка бытовой техники, одежды и т. п.;
  • еда;
  • в заначку;
  • другое.

Для каких-то частых расходов можно завести отдельную таблицу, чтобы четче контролировать покупки. Обычно это делается для расходов на еду. Можно вести таблицу на месяц и/или на неделю. Принцип такой же, как описан выше: в одной части запланированные расходы, в другой – то, что вышло по факту.

Прописывать запланированные траты на еду также интересно тем, кто придерживается диеты или просто контролирует количество потребляемых калорий, жиров, белков и углеводов. Отмечаете то, что вам необходимо, заранее просчитав, а далее делаете покупки по этому списку. Если вам чего-то реально будет не хватать, внесете коррекцию – уже плюс, если же в итоге чего-то купите больше запланированного, задумаетесь, а нужно ли было это покупать, и в следующий раз переплаты не появится.

Впрочем, иногда незапланированная покупка может быть финансово оправдана. В магазинах часто устраивают акции и распродажи, предоставляя хорошие скидки. В таких случаях имеет смысл купить больше, но только если речь идет о продуктах или товарах длительного хранения: чай, крупы, макароны, мед, шампуни, мыло и т. п.


Для посетителей нашего сайта действует уникальное предложение - вы можете получить бесплатную консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.